Незаконный оборот оружия в россии — преступление и уголовная ответственность и статья за незаконный оборот оружия

Незаконный оборот оружия — уголовная ответственность за незаконный оборот оружия

Консультация юриста

Оружие относится к инструментам поражения, представляющим серьезную общественную опасность. Значительная часть преступлений, преимущественно тяжких, совершается с применением оружия, поэтому его оборот контролируется государством. Незаконный оборот оружия — уголовно наказуемое деяние.

Преступления в сфере незаконного оборота оружия подлежат ответственности согласно статьям 222-226 УК Российской Федерации. Правоотношения непосредственно связанные с оборотом оружия в РФ, устанавливаются нормами закона «Об оружии» — 150-ФЗ.

Также регламентирует оборот оружия ППВС о незаконном обороте оружия № 5-2002 года.

Понятие незаконного оборота оружия

Приобретение, сбыт, передача, хранение, перевозка, ношение с несоблюдением законодательных норм — все это незаконный оборот оружия. Ст. 222раскрывает понятия, которые предполагают ответственность за незаконный оборот:

Огнестрельное оружие – все виды: боевое, гражданское и служебное. Сюда входят и самодельные образцы, поражающие цели на расстоянии за счет механического движения.

Боеприпасы – предметы вооружения, содержащие заряд, предназначенные для поражения целей.

Взрывчатые вещества – самовзрывающиеся химические или механические соединения (пластиты, порох, тротил, аммониты).

Взрывные устройства – сооружения и механизмы с содержанием взрывчатых веществ (фугас, детонатор).

Ограничения на оборот оружия, как служебного, так и гражданского установлены нормами закона «Об оружии» (статья 6).

Ответственность за оборот оружия в России

Законодательством поощряется добровольная сдача незаконного оружия, вследствие чего гражданин освобождается от уголовного преследования.

Уголовная ответственность за незаконный оборот оружияпредусматривает:

  • Заключение до 3 лет.
  • Работы принудительного порядка до 4 лет.
  • До 6 месяцев ареста.
  • Ограничение свободы до 4 лет с взиманием штрафа. Размер штрафа составляет 80 тысяч рублей или размер заработной платы осужденного за 3 месяца.

Те же преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, совершаемые группой лиц, предполагают:

  • Ограничение свободы от 2 до 6 лет с взиманием штрафа до 100 тысяч рублей.

Преступные деяния, совершенные преступной группой наказываются:

  • Заключением от 5 до 8 лет с взиманием штрафа от 100 до 200 тысяч рублей.

На территориях РФ, где ношение холодного оружия относится к национальному костюму, например, казачьему, а также напрямую связано с промыслом охотников; уголовно не преследуется.

Контроль в сфере незаконного оборота оружия за рубежом

Незаконный оборот оружия за рубежом составляет высокий уровень вооруженного насилия. Особенно актуальным усиление контроля в этой сфере стало в последние годы.

В США право граждан на приобретение оружия закреплено конституционно. Но с увеличением количества единиц оружия, находящегося в гражданском пользовании, увеличилось и количество вооруженных преступлений. Особенно ситуация усугубилась в 90-е годы.

Законодательство в сфере оборота оружия требовало пересмотра. В результате появился закон «О контроле за оружием». Здесь были выделены категории граждан, для которых устанавливались ограничения на выдачу оружия.

Сегодня свод законов США устанавливает уголовную ответственность за незаконный оборот огнестрельного, биологического и химического оружия.

В Люксембурге процедура выдачи лицензии на оружие гражданам длится не меньше 3-х месяцев. Большая часть времени посвящена изучению личности заявителя полицией. Лицо, обратившееся с заявлением, должно представить убедительные мотивирующие факторы для приобретения оружия. Некоторые граждане получают разрешение только на хранение оружия, ношение при этом запрещено.

Финское законодательство в сфере оборота оружия существенно ужесточилось в 2001 году. Кандидат на приобретение оружия подвергается длительной полицейской проверке.

Сотрудники охранных структур в Финляндии могут применять только газовое оружие. Короткоствольное оружие разрешается носить только сотрудникам полиции, спецслужб и инкассаторам.

Граждане, добровольно сдавшие незаконно хранящееся оружие не подлежат уголовной ответственности.

По законодательству Германии граждане, не достигшие 25 лет, должны представлять медицинское заключение о пригодности для приобретения оружия по складу характера.

Японское законодательство вовсе не признает владение огнестрельным оружием в целях самообороны и вводит на него полный запрет. Даже получение разрешения на охотничье оружие настолько сложная процедура, что большинству японцев недоступна.

На международном уровне контроль над незаконным оборотом оружия осуществляется «Европейской конвенцией».

Специалисты считают, что меры по ограничению оборота оружия необходимы, но они должны исходить из реальных потребностей общества в оружии.

Источник: http://ru-biss.ru/razreshenie_i_hranenie/nezakonnyj_oborot_oruzhiya.html

Об уголовной ответственности военнослужащих за незаконные приобретения, хранение и сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ

ПЛАН

проведения  единого дня правовых знаний с личным составом

 ТЕМА

: «Об уголовной ответственности военнослужащих за незаконные приобретения, хранение и

сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ».

 

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: _____

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 50 минут. 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: комнаты досуга 

ЛИТЕРАТУРА: Уголовный кодекс РФ.

ХОД
ИНФОРМИРОВАНИЯ:

Действующее

ПЛАН

проведения  единого дня правовых знаний с личным составом

ТЕМА: «Об уголовной ответственности военнослужащих за незаконные приобретения, хранение и сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ».

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: _____

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 50 минут.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: комнаты досуга

ЛИТЕРАТУРА: Уголовный кодекс РФ.

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ:

Действующее законодательство предусматривает уголовную ответственность за незаконный оборот оружия. Под оборотом, согласно ст. 1 Закона РФ «Об оружии», понимается производство оружия (т.е.

его исследование, разработка, испытание, изготовление, художественная отделка и ремонт, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей), торговля им, его продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учёт, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз за пределы России.

В соответствии с ч. 1 ст.

222 УК РФ незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывчатых устройств наказываются ограничением свободы на срок до трех лет либо арестом на срок до шести месяцев; либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо без такового.

Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или неоднократно, наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет. Если же деяния, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 настоящей статьи, совершены организованной группой, то закон предусматривает более суровое наказание – лишение свободы на срок от трех до восьми лет.

Незаконные приобретение, сбыт или ношение газового, холодного, в том числе метательного оружия (исключением считаются те местности, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма или связано с охотничьим промыслом) наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев либо без такового.

При этом следует иметь в виду, что лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в ст. 222 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Под добровольной сдачей огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств следует понимать сдачу лицом указанных предметов по своей воле независимо от мотивов.

Незаконным приобретением газового, холодного, в том числе метательного, оружия следует считать его покупку, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п.

Незаконным сбытом указанных предметов являются их продажа, дарение, обмен, передача в уплату долга и т.д.

Незаконным хранением является нахождение этих предметов в помещении, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность.

Под незаконным ношением указанных предметов следует понимать их нахождение в одежде или непосредственно на теле обвиняемого, а равно переноска их в сумке, портфеле и иных предметах.

Незаконной перевозкой этих предметов является их транспортировка любым транспортным средством. При этом нахождение имеющихся у виновного без соответствующего разрешения указанных предметов в транспортном средстве следует расценивать как их хранение, перевозку или ношение в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Статья 226 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Под хищением оружия и других предметов, указанных в ст. 226 УК РФ, следует понимать противоправное завладение ими любым способом с намерением присвоить похищенное либо передать его другому лицу, а равно распорядиться им по своему усмотрению иным образом.

Уголовная ответственность за хищение оружия и других предметов наступает в случаях их хищений как у государственных или иных предприятий или организаций, так и у отдельных граждан, владевших ими правомерно либо незаконно.

При этом ответственность наступает не только за хищение годного к использованию оружия, но и неисправного либо учебного оружия, если виновный имел намерение и реальную возможность привести его в пригодное состояние.

Введение уголовной ответственности за вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств обусловлено значительным ростом этих преступлений. Ранее действовавший УК РСФСР 1960 г. такой ответственности не предусматривал.

В соответствии с ч. 1 ст.

226 УК РФ хищение либо вымогательство огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Хищение либо вымогательство ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения, а равно материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

В случае совершения деяний, указанных в ч. 1 и ч.

2 этой статьи, группой лиц по предварительному сговору либо неоднократно, либо лицом с использованием своего служебного положения, либо с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, или с угрозой применения такого насилия они наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

Если же деяния, предусмотренные этой статьей, совершены организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, или с угрозой применения такого насилия, либо лицом, два или более раза судимым за хищение либо вымогательство, то они наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года (ст. 224 УК РФ).

Под тяжкими последствиями следует понимать причинение по неосторожности смерти человеку, либо причинение тяжкого вреда здоровью нескольких лиц.

Безусловно, добиться перелома в борьбе с незаконным оборотом оружия только силами правоохранительных органов и уголовным законодательством невозможно. Лишь при принятии комплексных мер всеми органами, учреждениями и должностными лицами, заинтересованными в сохранности оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, можно остановить рост этих преступлений.

законодательство предусматривает уголовную ответственность за незаконный оборот оружия. Под оборотом, согласно ст. 1 Закона РФ «Об оружии», понимается производство оружия (т.е.

его исследование, разработка, испытание, изготовление, художественная отделка и ремонт, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей), торговля им, его продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учёт, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз на территорию

Российской Федерации и вывоз за пределы России.

В соответствии с ч. 1 ст.

222 УК РФ незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывчатых устройств наказываются ограничением свободы на срок до трех лет либо арестом на срок до шести месяцев; либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за

период от двух до пяти месяцев либо без такового.

Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или неоднократно, наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет. Если же деяния, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 настоящей статьи, совершены организованной группой, то закон предусматривает более суровое наказание – лишение свободы на срок от

трех до восьми лет.

Незаконные приобретение, сбыт или ношение газового, холодного, в том числе метательного оружия (исключением считаются те местности, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма или связано с охотничьим промыслом) наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух

Читайте также:  Разрешение на охотничье оружие в 2019 году — порядок получения лицензии. процедура получения разрешения на пневматическое охотничье оружие в россии. оружие для охоты без лицензии

месяцев либо без такового.

При этом следует иметь в виду, что лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в ст. 222 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не

содержится иного состава преступления.

Под добровольной сдачей огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств следует понимать сдачу лицом указанных предметов по своей

воле независимо от мотивов.

Незаконным приобретением газового, холодного, в том числе метательного, оружия следует считать его покупку, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи,

присвоение найденного и т.п.

Незаконным сбытом указанных предметов являются их продажа, дарение, обмен, передача в

уплату долга и т.д.

Незаконным хранением является нахождение этих предметов в помещении, тайниках, а также в

иных местах, обеспечивающих их сохранность.

Под незаконным ношением указанных предметов следует понимать их нахождение в одежде или непосредственно на теле обвиняемого, а равно переноска их в сумке, портфеле

и иных предметах.

Незаконной перевозкой этих предметов является их транспортировка любым транспортным средством. При этом нахождение имеющихся у виновного без соответствующего разрешения указанных предметов в транспортном средстве следует расценивать как их хранение, перевозку или ношение в зависимости от конкретных обстоятельств

дела.

Статья 226 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за хищение либо вымогательство

оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Под хищением оружия и других предметов, указанных в ст. 226 УК РФ, следует понимать противоправное завладение ими любым способом с намерением присвоить похищенное либо передать его другому лицу, а равно распорядиться им по своему усмотрению иным образом.

Уголовная ответственность за хищение оружия и других предметов наступает в случаях их хищений как у государственных или иных предприятий или организаций, так и у отдельных граждан, владевших ими правомерно либо незаконно.

При этом ответственность наступает не только за хищение годного к использованию оружия, но и неисправного либо учебного оружия, если виновный

имел намерение и реальную возможность привести его в пригодное состояние.

Введение уголовной ответственности за вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств обусловлено значительным ростом этих преступлений.

Ранее действовавший УК РСФСР 1960 г. такой ответственности не предусматривал.

В соответствии с ч. 1 ст.

226 УК РФ хищение либо вымогательство огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или

взрывных устройств наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Хищение либо вымогательство ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения, а равно материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, наказывается лишением

свободы на срок от пяти до десяти лет.

В случае совершения деяний, указанных в ч. 1 и ч.

2 этой статьи, группой лиц по предварительному сговору либо неоднократно, либо лицом с использованием своего служебного положения, либо с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, или с угрозой применения такого насилия они наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества или без

таковой.

Если же деяния, предусмотренные этой статьей, совершены организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, или с угрозой применения такого насилия, либо лицом, два или более раза судимым за хищение либо вымогательство, то они наказываются лишением свободы на срок от восьми до

пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением

свободы на срок до одного года (ст. 224 УК РФ).

Под тяжкими последствиями следует понимать причинение по неосторожности смерти человеку,

либо причинение тяжкого вреда здоровью нескольких лиц.

Безусловно, добиться перелома в борьбе с незаконным оборотом оружия только силами правоохранительных органов и уголовным законодательством невозможно. Лишь при принятии комплексных мер всеми органами, учреждениями и должностными лицами, заинтересованными в сохранности оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и

взрывных устройств, можно остановить рост этих преступлений.

(3

Источник: https://shtab.su/konspekt/pravovaya-rabota/ob_ugolovnoy_otvetstvennosti_voennosluzghashih_za_nezakonnue_priobreteniya_hranenie_i_sbut_oruzghiya_boepripasov_vzruvchatuh_veshestv.html

Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия

Оружие в любые времена являлось серьезным, общественно опасным инструментом поражения. Значительное количество правонарушений и преступлений совершается с использованием оружия. 

По-прежнему незаконный оборот оружия остается главным катализатором преступности в РФ. Практически во всех особо тяжких уголовных делах фигурируют квалифицирующие признаки ст. 222 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ)  — незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов. 

Если обратиться к природе совершения подобных тяжких преступлений, можно отметить, что именно незаконный оборот оружия является одним из факторов, порождающих совершения тяжких и особо тяжких преступлений, в частности, убийств, разбоев и бандитизма. 

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регламентируются Федеральным законом РФ от 13.12.1996 № 150 – ФЗ «Об оружии». 

Последствием нарушения установленных правил обращения с оружием является привлечение виновных лиц к административной либо уголовной ответственности. 

Уголовная ответственность за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия установлена ст. 222 УК РФ. Объектом преступления выступает общественная безопасность в сфере законного оборота и обращения оружия.  

Предметом данного преступления являются огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему), а ч. 4 ст. 222 УК РФ – гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное  оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое, холодное оружие, в том числе метательное. 

Объективная сторона преступления заключается в выполнении любого из действий, перечисленных в диспозиции статьи 222 УК РФ. Понятия «приобретение», «передача», «сбыт», «хранение», «перевозка» и «ношение» раскрываются в п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 12.03.2002 № 5: 

— незаконное приобретение — покупка, получение в дар, в уплату долга и т.д.; 

— незаконная передача — предоставление посторонним лицам для временного использования или хранения; 

— незаконный сбыт оружия — безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение в собственность иных лиц в результате совершения сделки (возмездной или безвозмездной); 

— незаконное хранение — сокрытие в помещениях или тайниках; 

— незаконная перевозка — перемещение на любом виде транспорта, но не при обвиняемом; 

— незаконное ношение — нахождение в одежде, в том числе в сумке или портфеле, а также непосредственно на теле обвиняемого. 

Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом, а субъектом преступления может выступать лицо, достигшее возраста 16 лет. 

Квалифицированный состав этого преступления закреплен в части 2 статьи 222 УК РФ — совершение группой лиц по предварительному сговору. 

При этом часть 3 данной нормы регламентирует квалифицированный состав по отношению к ее частям 1 и 2 — совершение преступления организованной группой. 

Часть 4 ст. 222 УК РФ определяет ответственность для специального состава — незаконного сбыта гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия. 

Учитывая общественную опасность данного состава преступления, законодателем установлены  серьезные санкции за незаконный оборот оружия. 

Так, за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему)  предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы  на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового. 

 Если такое преступление совершается группой лиц по предварительному сговору, то срок лишения свободы уже от двух до шести лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового. 

В случае совершения вышеуказанных деяний организованной группой, наказание — на срок от пяти до восьми лет лишения свободы. 

Если же совершается незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия, то виновному лицу грозит наказание до двух лет лишения свободы со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового. 

В тоже время примечание к рассматриваемой статье гласит, что лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в ней, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с этой статьей. 

Добровольная сдача изъятых из свободного оборота предметов поощряется законодателем, поскольку она связана с сознательным прекращением виновным лицом своей преступной деятельности и предотвращением ее дальнейших негативных последствий, в том числе, предупреждением новых преступлений. 

В   Постановлении  Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г.

разъясняется, что «под добровольной сдачей огнестрельного оружия, его основных частей либо комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, предусмотренных примечаниями к ст. 222 и ст.

223 УК РФ, следует понимать выдачу лицом указанных предметов по своей воле или сообщение органам власти о месте их нахождения при реальной возможности дальнейшего хранения вышеуказанных предметов». 

При этом не может признаваться добровольной сдачей предметов, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

Источник: http://sevproc.ru/ugolovnaya-otvetstvennost-za-nezakonnyj-oborot-oruzhiya

Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: проблемы систематизации правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Торозова Елена Анатольевна

адъюнкт кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России

(тел.: 88612583563)_

Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: проблемы систематизации правового регулирования

В статье аргументируется актуальность проведения научного исследования в сфере систематизации уголовно-правового регулирования ответственности за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Ключевые слова: незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; хищение или вымогательство оружия; статья 222 УК РФ; статья 226 УК РФ; проблемы систематизации уголовного законодательства.

E.A. Torozova, adjunct of chair of criminal law of Krasnodar MIA of Russia; tel.: 88612583563. Criminal liability for arms trafficking, ammunition, explosives and explosive devices: problems of ordering of legal regulation

In article is argued urgency of the undertaking the scientific study in sphere of the systematizations criminal-legal regulation to responsibility for illegal turn of the weapon, amunition, explosive material and explosive device

Key words: the Illegal turn of the weapon, amunition, explosive material and explosive device; the Misappropriation or extortion of the weapon; Article 222 UK RF; Article 226 UK RF; problems to systematizations criminal legislation.

Незаконный оборот оружия, боеп-Щ рипасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, на сегодняшний день остается весьма серьезной проблемой в процессе обеспечения необходимой степени защищенности наиболее ценных и значимых интересов личности, общества и государства.

Характер общественной опасности данных преступлений обуславливает необходимость активного применения уголовно-правовых мер по их предупреждению.

При этом, не смотря на общие направления современной уголовной политики России по либерализации уголовного законодательства, уголовно-правовые меры противодействия преступности остаются наиболее суровыми мерами государственно-правового воздействия. Влекущие лишение и (или) существенное ограничение прав

и свобод виновного, такие меры, на наш взгляд, должны быть в достаточной степени обоснованными, справедливыми, а их регламентация — последовательной и системной, исключающей неоднозначность в толковании, а также внутри- и межотраслевую несогласованность.

Не смотря на огромный массив изменений и дополнений, внесенных за последние годы в отечественный уголовный кодекс, действующее уголовное законодательство в части противодействия незаконному обороту оружия, с нашей точки зрения, не отвечает вышеперечисленным требованиям.

Бессистемность в регламентации преступности и наказуемости незаконного оборота оружия, в том числе и самых опасных его форм — хищения и вымогательства, в ряде случаев приводит к нарушению принципа справедливости в процессе квалификации преступлений или назначе-

168

Читайте также:  Браконьерство — статья УК РФ: штрафы и наказания за охоту без разрешения

ния наказания, что негативно сказывается на достижении целей наказания и препятствует осуществлению задач уголовного закона.

Отдельные неурегулированные законом вопросы квалификации, возникающие в процессе правоприменения норм УК об ответственности за рассматриваемые преступления, разъясняются Постановлениями Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации.

Вместе с тем, некоторые положения обозначенных Постановлений не только не разъясняют неурегулированных законом вопросов правоприменения, но в ряде случаев противоречат буквальному толкованию норм уголовного кодекса об ответственности за незаконный оборот оружия.

С другой стороны, отдельные изменения и дополнения, внесенные в нормы УК об ответственности за незаконный оборот оружия после принятия Пленумом Верховного Суда России обозначенных Постановлений, противоречат сложившейся судебной практике правоприменения. При этом вносимые в УК России изменения и дополнения не отменяют противоречащих им и фактически обязательных для судов положений Постановлений Пленума Верховного Суда России.

Проблемам уголовно-правового регулирования, квалификации и предупреждения незаконного оборота оружия, а также анализу отдельных аспектов противодействия обозначенному виду преступности посвятили свои труды многие ученые: Н.А. Бондаренко, В.Б. Боровиков,

B.В. Волченков, Л.Д. Гаухман, В.Т. Дзюба,

C.У. Дикаев, Н.Д. Дурманов, А.И. Железняков, Ю.В. Загайнова, Д.А. Корецкий, А.Н. Лебедев, В.В. Лунеев, А.П. Литвин, В.Д. Малков, С.Ф. Милюков, А.В. Наумов, С.А. Невский, П.С. Маты-шевский, М.С. Пестун, А.М.

Плешаков, Л.Ф. Рогатых, М.Х. Рустамбаев, В.А. Ручкин, А.С. Сен-цов, Л.Ф. Соколов, Э.С. Тенчов, В.П. Тихий, Е.Н. Тихонов, В.И. Ткаченко, А.И. Чучаев, Е.Д. Шелковникова, В.А. Шишанова, и другие криминалисты.

Анализ работ вышеперечисленных авторов, позволяет уяснить общие направления уголовной политики России в сфере уголовно-правового противодействия незаконному обороту оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Вместе с тем, исследования большинства вышеназванных авторов проводились в период до внесения изменений и дополнений в нормы отечественного уголовного законодательства об ответственности за рассматриваемые преступления.

Отдельные вопросы внутри- и межотраслевой

систематизации норм УК об ответственности за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств не исследовались вовсе.

Так, например, не вполне обоснованной представляется регламентация в ст. 20 УК РФ четырнадцатилетнего возраста субъекта хищения либо вымогательства оружия.

Известно, что предусмотренный ст.

226 УК РФ состав хищения или вымогательства оружия предусматривает посягательство на два объекта уголовно-правовой охраны: общественные отношения, обеспечивающий установленный порядок обращения оружия (как основной непосредственный объект) и общественные отношения, обеспечивающие неприкосновенность права собственности (как дополнительный непосредственный объект посягательства). При этом, умышленная форма вины рассматриваемого преступления подразумевает способность субъекта осознавать общественную опасность и противоправных характер совершаемого деяния.

Являясь единичным сложным составным преступлением, хищение оружия представляет своего рода «совокупность», собственно, хищения и незаконного оборота оружия.

При этом, исходя из содержания статей УК об ответственности за хищения, можно сделать вывод, что уже в четырнадцатилетнем возрасте подросток может нести уголовную ответственность за совершенные с корыстной целью, противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества, т.е. за хищение.

Вместе с тем, исходя из содержания ст. 222 УК РФ и ст. 20 УК РФ, уголовной ответственности за незаконный оборот оружия подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Представляется, что, устанавливая шестнадцатилетнюю границу возраста уголовной ответственности за незаконный оборот оружия, законодатель тем самым констатирует неспособность несовершеннолетних в более раннем возрасте осознавать общественную опасность незаконного оборота оружия.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, похищая оружие, несовершеннолетний, не достигший шестнадцатилетнего возраста, способен осознавать общественную опасность и противоправный характер хищения, но не способен осознавать общественной опасности незаконного оборота оружия. Таким образом, привлечение несовершеннолетнего к уголовной ответственности по ст. 226 УК России за хищение либо вымогательство оружия представляет-

169

ся не вполне обоснованным, противоречащим принципу вины, представляющим, по сути, объективное вменение, буквально запрещенное положениями ст. 5 УК РФ.

Кроме того, предусмотренное п. б ч.4 ст.

226 УК РФ хищение оружия при особо отягчающих обстоятельствах (с применением насилия опасного для жизни или здоровья либо с угрозой применения такого насилия) в судебной практике (по аналогии с разбоем) признается оконченным с момента начала нападения, преследующего цель завладения оружием, сопряженного с применением насилия является определение момента окончания данного преступления, опасного для жизни или здоровья либо с угрозой применения такого насилия.

С нашей точки зрения, законодательное описание состава рассматриваемого преступления не позволяет сделать вывода о том, что данное преступление следует признать оконченным в момент начала нападения. В ч. 4 ст.

266 УК РФ говорится не о нападении с применением насилия, опасного для жизни или здоровья либо сопряженном с угрозой применения такого насилия, а о хищении, т.е. деянии, имеющем законодательную регламентацию в примечании 1 к ст. 158 УК РФ.

Исходя из его содержания (равно, как и из судебной практики), хищение следует признавать оконченным в момент появления у виновного возможности распорядиться похищенным имуществом.

Пункт «б» ч.4 ст. 226 УК РФ не содержит указания на нападение с применением насилия, опасного для жизни или здоровья в целях хищения оружия, а говорит о хищении оружия таким способом.

Исходя из вышеизложенного, представляется, что в соответствии с буквальным толкованием УК, моментом окончания предусмотренного п. «б» ч.4 ст.

226 УК РФ хищения оружия с применением насилия, опасного для жизни или здоровья следует признавать не момент начала нападения с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо, связанного с угрозой применения такого насилия, а момент появления у виновного возможности распорядиться похищенным оружием по своему усмотрению.

С нашей точки зрения, этот алгоритм квалификации в полной мере соответствует буквальному толкованию уголовного законодательства.

В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5 от 12 марта 2002г. «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» моментом окончания рассматриваемо-

го преступления признается начало нападения, сопряженного с применением насилия, опасного для жизни или здоровья или сопряженного с угрозой применения такого насилия.

Представляется, что Верховный Суд России, толкуя подобным образом уголовный закон, по сути, берет на себя законодательные функции, перенося по своему усмотрению момент окончания преступления на более раннюю стадию, чем то буквально регламентируется составом преступления.

Обозначенные и многие другие подобного рода противоречия, характеризующие несогласованность в процессе законодательной регламентации и в ходе правоприменения норм об ответственности за незаконный оборот оружия, является следствием бессистемности и отсутствия комплексного подхода при решении задач модернизации и совершенствования уголовного кодекса, что, в свою очередь, стало причиной появления диаметрально противоположных подходов при толковании признаков, характеризующих общественную опасность, противоправность, наказуемость рассматриваемых преступлений, а также специальных условий освобождения от уголовной ответственности.

Необходимость соблюдения в процессе законодательной регламентации преступности и наказуемости незаконного оборота оружия, а также в процессе его квалификации принципов законности, вины и справедливости обосновывает актуальность проведения нового комплексного научного исследования в области систематизации уголовно-правовых средств противодействия незаконному обороту оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Представляется, что комплексное исследование международного, отечественного и зарубежного уголовного законодательства, материалов судебной и следственной практики, результатов исследований, проводимых другими авторами, занимающихся смежными с исследуемым вопросами, точек зрения сотрудников правоохранительных органов, прокуратуры и суда, а также адвокатуры, позволит разрешить обозначенные и многие другие проблемы уголовно-правового регулирования и квалификации незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Результаты такого исследования могут быть использованы в качестве основы дальнейшей научно-исследовательской деятельности по разработке проблем уголовно-правового регулирования ответственности за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрыв-

170

ных устройств, а также проблем систематизации отечественного уголовного законодательства, в законотворческой деятельности по совершенствованию уголовного законодательства, в практической деятельности судебных и следственных органов в части квалификации незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также в учебном

процессе при преподавании и изучении соответствующих тем дисциплин «Уголовное право», «Криминология», а также спецкурсов «Квалификация преступлений», «Расследование преступлений в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» и др.

171

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovnaya-otvetstvennost-za-nezakonnyy-oborot-oruzhiya-boepripasov-vzryvchatyh-veschestv-i-vzryvnyh-ustroystv-problemy

Ответственность за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

Никто не станет спорить с тем утверждением, что подавляющее большинство тяжких и особо тяжких преступлений совершается с применением различных видов оружия. А это означает, что легкий доступ к нему и к боеприпасам становится катализатором для ухудшения криминальной ситуации в любом государстве.

Убийства и разбои, проявления бандитизма невозможны без использования оружия и боеприпасов.

А потому их нелегальное распространение, как и незаконная торговля взрывчатыми веществами и взрывными устройствами всегда находился под пристальным вниманием правоохранительных органов.

Более того, он чаще всего квалифицируется как отдельный состав преступления, который прописан в статье 222 и некоторых других Уголовного кодекса РФ (УК РФ). Правовая безграмотность в этой сфере чревата серьезными последствиями.

Нормативная база в сфере оборота оружия

Ответственность по указанной статье в суда дополнительно фигурирует практически по всем делам, связанным с тяжкими преступлениями – бандитизмом, убийствами, разбоем, причинением тяжкого вреда здоровью. Ответственность по указанной статье наступает после достижения гражданином 16-летнего возраста.

О значении, которое придавали решению этой проблемы в новой России, говорит тот факт, что нормативная база по борьбе с незаконным оборотом оружия была принята в первую же пятилетку после объявления независимости РФ. Осенью 1996 года был разработан и принят специальный Федеральный закон № 150-ФЗ «Об оружии», который начал действовать с 1 июля 1997 года.

С тех пор он (с изменениями и коррективами) стал основным нормативным документом в указанной сфере наравне с УК РФ. Кстати, именно тогда же начал действовать и новый Уголовный кодекс новой России.

Конечно, ФЗ-150 охватывает гораздо более широкий круг явлений в этой сфере по сравнению с УК РФ. Он описывает правовые отношения в распространении (как легальном, так и незаконном) на просторах России любых вариантов оружия и боеприпасов. Сюда входит самый широкий спектр действий – от покупки и складирования оружия до его размещения в коллекциях музеев и на выставках.

А вот Уголовный кодекс интересует именно нелегальное распространение и перемещение, их последствия и мера ответственности (наказания) за действия вне пределов правового поля. Здесь гораздо меньше перечень и разновидностей оружия, и форм его оборота.

Что подпадает под действие Уголовного кодекса РФ?

Практически все манипуляции с оружием, боеприпасами или взрывчаткой (ее компонентами), которые действующим законодательством относятся к незаконным, в итоге ведут к уголовной ответственности.

Это относится к их реализации или приобретению, хранению, транспортировке, безвозмездной передаче, ношению и так далее.

Максимальный срок наказания за подобные действия, как правило, ограничивается периодом до четырех лет в местах лишения свободы.

Интересно отметить, что как отдельный состав преступления фигурирует в кодексе изготовление, модернизация или реконструкция оружия (а именно, огнестрельного), а также боеприпасов, взрывных устройств. Более того, наказание за него предусмотрено даже более суровое – до 5-ти лет в местах лишения свободы.

В прошлом году в России ответственность за подобные деяния сделали еще более суровой. Теперь к гражданам, которые участвовали в нелегальном создании или модернизации оружия, не будет применим механизм освобождения от ответственности в рамках УК РФ.

Также важно понимать, что для квалификации действий гражданина по статье 222 УК РФ и привлечения его к уголовной ответственности происхождение оружия или боеприпасов не имеет никакого значения. Они могут быть как фабричного, так и кустарного изготовления.

В связи с высокой общественной опасностью состава преступления по статье 222 УК РФ совершение подобных деяний, например, группой граждан с предварительным сговором относится к отягчающим обстоятельствам, и наказание может быть назначено гораздо более суровое. Если же они совершены организованной группой, то срок лишения свободы может увеличиться вдвое – до восьми лет.

Однако добровольная выдача правоохранительным органам имеющегося оружия, боеприпасов, взрывчатки приводит к тому, что граждане могут быть освобождены от уголовной ответственности.

Источник: https://www.juristbox.ru/otvetstvennost-za-nezakonnyj-oborot-oruzhiya-boepripasov-vzryvchatyx-veshhestv-i-vzryvnyx-ustrojstv/

Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия в Российской Федерации

Содержание Введение 1. Правовая природа незаконного оборота оружия 1.1. Исторический аспект преступлений в сфере незаконного оборота оружия 1.2. Регулирование международной торговли оружием в Российском законодательстве 2. Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота оружия 2.1. Объективные признаки преступления, предусмотренного ст. 222 УК РФ 2.2.

Читайте также:  Справка об отсутствии судимости в спб — где получить?

Субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 222 УК РФ 3. Проблемы противодействия незаконному обороту оружия 3.1. Надзор за исполнением законодательства об оружии, частной детективной и охранной деятельности 3.2.

Противодействие незаконному обороту оружия и профилактическая роль поощрительных норм уголовного права Заключение Список использованных источников

3 Введение Незаконный оборот оружия представляет большую опасность для общества, так как способствует росту числа тяжких насильственных преступлений. Соответственно, велика важность расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и противодействие данным преступлениям.

Существуют определенные проблемы в нормативных актах, приводящие к ухудшению ситуации с регулированием оборота оружия. Они связаны, в том числе, с неодинаковым пониманием ряда специальных терминов в различных нормативных актах.

Так, закон «Об оружии» устанавливает достаточно узкое определение оружия, а, к примеру, ручные гранаты определяет как боеприпасы..

также стоит указать, что данный закон регулирует только правоотношения только по обороту гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового оружия, и не касается оборота иных видов оружия.

В соответствующей теоретической проработке нуждаются вопросы определения предпосылок и причин уголовной ответственности за нелегальный оборот оружия. Нужен слаженный подход меж положениями уголовного права и понятиями, выработанными иными науками: технической, военной наукой, криминалистикой и т.п.

С нашей точки зрения, в литературных источниках мало освещены трудности нелегального оборота взрывных приспособлений и взрывчатых веществ, борьбы с нелегальным оборотом оружия в регионах боевых действий или контртеррористических операций, потому нужно и актуально комплексное исследование этих проблем. Более актуальными остаются вопросы реализации права граждан на защиту здоровья и собственности при помощи оружия, правового регулирования оборота наградного оружия,

4 боеприпасов и другие. Невзирая на имеющееся обилие литературных источников, единого мнения в данном вопросе не достигнуто.

Вышеизложенные обстоятельства подтверждают актуальность темы исследования, в котором в систематизированном виде изложены главные итоги работы автора, восполнены имеющиеся пробелы вопросов уголовной ответственности за хищение, вымогательство и нелегальный оборот оружия, намечены пути улучшения законодательства и правоприменительной деятельности.

Объектом складывающиеся исследования в процессе выступают общественные осуществления отношения, преступлений, в сфере незаконного оборота оружия. Предметом исследования выступает отечественное законодательство, регулирующее ответственность за незаконный оборот оружия.

Целью исследования является анализ актуальности действующего уголовного законодательства, регулирующего ответственность за незаконный оборот оружия.

Для реализации указанной цели были сформулированы следующие задачи: — исследование исторических аспектов преступлений в сфере незаконного оборота оружия — изучение регулирования международной торговли оружием в Российском законодательстве — исследование объективных признаков преступления, признаков преступления, предусмотренного ст. 222 УК РФ — исследование субъективных предусмотренного ст. 222 УК РФ — изучение надзора за исполнением законодательства об оружии, частной детективной и охранной деятельности — анализ противодействия незаконному обороту профилактической роли поощрительных норм уголовного права. оружия и

5 В процессе проведения исследования использованы общенаучные методы познания и некоторые специальные методы юридической науки.

Базовыми методами исследования явились: диалектический метод, логические приемы исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция), системный метод, формально-логический и формально-юридический, сравнительно-правовой и статистический методы исследования.

Структура исследования состоит из введения, трех глав, разделенных на шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.

6 1. Правовая природа незаконного оборота оружия 1.1. Исторический аспект преступлений в сфере незаконного оборота оружия События октября 1917 г.

и последовавшая Гражданская война привели к нахождению в бесконтрольном обороте колоссального количества оружия (не только гражданского, но и стрелкового оружия армейского образца), которое использовалось как в ходе контрреволюционных преступлений, так и при совершении преступлений общеуголовной направленности (убийства, бандитизм, разбои).

«Оружие в этот период играло особую роль в жизни общества, являясь последним аргументом в политических спорах, в борьбе за власть далеко не последним был вопрос обладания оружием»1.

Поэтому Советское государство стало применять беспрецедентные меры, направленные, с одной стороны, на изъятие из оборота различных видов оружия, а с другой — на вооружение революционных масс, о чем прямо было заявлено в Конституции РСФСР 1918 г.: «…

в интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся, образование Социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов».

Первым нормативным актом в сфере оборота оружия стал Декрет СНК РСФСР от 10 декабря 1918 г. «О сдаче оружия»2, в соответствии с которым все прежние разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия были объявлены недействительными. Во время Гражданской войны советская власть применяла чрезвычайно жесткие карательные меры по отношению к тем, кто оказывал Пронькина Е.А. Ответственность за преступления, характеризующиеся признаком вооруженности: Дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2013. С. 18. 2 Декрет СНК РСФСР от 10 декабря 1918 г. «О сдаче оружия»//СУ РСФСР. 1918. N 93. Ст. 933. 1

7 неповиновение новой власти, в том числе путем запрета владения оружием определенными лицами. Так, циркулярным письмом Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 г. «Об отношении к казакам» предписывалось провести полное разоружение казаков, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи. Выдавать же оружие разрешалось только надежным элементам из числа иногородних.

Декретом от 20 июня 1919 г. «Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении»3 ВЦИК наделил ВЧК и ГЧК правом непосредственной расправы (вплоть до расстрела) за ряд контрреволюционных преступлений, к числу которых, среди прочих, относилось сокрытие в контрреволюционных целях боевого оружия.

Учитывая тяжелое состояние дел с обеспечением населения продовольствием, Декретом СНК РСФСР от 20 июля 1920 г. «Об охоте»4 было разрешено лицам, достигшим совершеннолетия, имеющим охотничий билет, хранить охотничьи ружья и пользоваться ими, огнестрельными припасами и орудиями лова в количестве, необходимом для личного употребления. Следующий Декрет СНК РСФСР от 1 марта 1923 г.

«Об охоте»5 подтвердил право охоты на территории РСФСР и союзных с ней советских республик для всех граждан, достигших совершеннолетия, уточнив при этом, что ограничение в отношении возраста не распространяется на промысловое население в охотничьих промысловых районах.

Указывалось, что нормы огнестрельных припасов, необходимых для личного потребления охотников, устанавливаются ведомственными нормативными актами, и отдельно оговаривалось, что зарегистрированное охотничье оружие и огнестрельные припасы в пределах разрешенной нормы могли быть конфискованы у охотника лишь в судебном порядке. ДекретВЦИК от 20 июня 1919 г.

«Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении»//СУ РСФСР. 1919. N 54. Ст. 121. 4 Декрет СНК РСФСР от 20 июля 1920 г. «Об охоте»//СУ РСФСР. 1920. N 66. Ст. 297. 5 Декрет СНК РСФСР от 1 марта 1923 г. «Об охоте»//СУ РСФСР. 1923. N 17. Ст. 216. 3

8 Согласно Декрету СНК РСФСР от 17 октября 1921 г.

«О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ»6 оружие и взрывчатые вещества при отсутствии надлежащего разрешения на их хранение подлежали обязательной безвозмездной сдаче государству и в случае их обнаружения конфисковывались с привлечением их хранителей к уголовной ответственности.

При этом лица, добровольно сдавшие указанные предметы в сроки, установленные Декретом, освобождались от уголовной ответственности. В Приказе Реввоенсовета РСФСР от 24 октября 1921 г.

№ 2412 «Перечень обязанностей личного состава РККА по уходу за оружием»7 указывалось, что забота о своем оружии и внимательный уход за ним является одной из самых главных и ответственных обязанностей каждого красноармейца.

Поэтому везде и всегда, во всякой обстановке следует предпринимать все доступные меры и использовать все наличные средства, чтобы не только уберечь свое оружие от порчи, но и поддерживать его в состоянии, всегда годном для немедленной боевой работы.

В целях обеспечения сохранности оружия Приказ предписывал накладывать на военнослужащих, виновных в небрежном обращении и хранении своего оружия, наиболее строгие дисциплинарные взыскания; в случаях же сознательной порчи оружия или упорного несоблюдения общих правил по уходу за оружием — привлекать к суду Ревтрибунала.

Изначально УК РСФСР 1960 г. не предусматривал ответственность за хищение оружия. Однако уже 1 июня 1967 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в УК РСФСР 1960 г. была введена ст. 218.1 «Хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ», которая предусматривала дифференцированную ответственность за хищение огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых Декрет СНК РСФСР от 17 октября 1921 г. «О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ»//СУ РСФСР. 1921. N 70. Ст. 564. 7 Приказ Реввоенсовета РСФСР от 24 октября 1921 г. N 2412 «Перечень обязанностей личного состава РККА по уходу за оружием»//СПС Консультант Плюс 6

9 припасов или взрывчатых веществ. Максимальное наказание за данное преступление составляло до пятнадцати лет лишения свободы. Уголовная ответственность за промотание военнослужащим вверенных ему для служебного пользования оружия или боеприпасов (ст. 250 УК РСФСР 1960 г.) по сравнению с УК РСФСР 1922 г. и 1926 г.

стала существенно мягче — наказание за него составляло от одного года до трех лет лишения свободы, а совершенное в военное время или в боевой обстановке от двух до семи лет лишения свободы. Вместе с тем в ст. 251 УК РСФСР 1960 г.

была установлена ответственность за умышленное уничтожение или повреждение военного имущества, в том числе оружия и боеприпасов, которые при наличии квалифицирующих признаков карались смертной казнью. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1984 г. УК РСФСР был дополнен ст. 251.

1, согласно которой нарушение правил обращения с оружием, а также с веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, наказывалось лишением свободы до пятнадцати лет. В соответствии со ст. 78 УК РСФСР 1960 г.

контрабанда, которая относилась к числу государственных отношении взрывчатых преступлений, совершенная веществ, оружия, боеприпасов и в воинского снаряжения, перестала рассматриваться в качестве квалифицированного преступления. Федеральным законом от 1 июля 1994 г.

№ 10-ФЗ перечень специальных предметов контрабанды был расширен — к их числу, помимо прочего, стали относиться: взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное гладкоствольного оружие, охотничьего оружия, боеприпасы патронов к к нему нему), (кроме ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании

10 оружия массового поражения. Максимальное наказание за контрабанду составляло до двенадцати лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Анализ советского уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот оружия позволяет сделать вывод о том, что общественная опасность оружия при отсутствии должного контроля со стороны государства за его оборотом была осознана практически с первых дней появления Советского государства.

При этом, несмотря на достаточно жесткие меры уголовно-правового характера (вплоть до смертной казни), предпринимаемые советским законодателем в борьбе с незаконным оборотом оружия, уголовная политика в данной сфере зачастую не была социально обусловленной, а носила классовый характер.

Более последовательной она стала в период действия УК РСФСР 1960 г., положения которого были восприняты и развиты в действующем УК РФ. 1.2.

Регулирование международной торговли оружием в Российском законодательстве В современный период условия жесткой конкуренции, рост мирового рынка вооружений, научно-технический прогресс заставляют разработчиков и производителей вооружения и военной техники (далее — ВиВТ) формировать мощные международные альянсы для реализации совместных программ на двусторонней и многосторонней основе, в том числе в форме совместных предприятий (организаций) с иностранным участием (далее СП). Указанные предприятия ориентированы на длительную деятельность, передовые технологии, высокую производительность труда и высокую фондоотдачу и интегрируют в целях создания уникальной, но не слишком дорогостоящей ВиВТ научные, финансовые, технологические, информационные и людские ресурсы. Определенное распространение

Источник: https://nauchkor.ru/pubs/ugolovnaya-otvetstvennost-za-nezakonnyy-oborot-oruzhiya-v-rossiyskoy-federatsii-56f02ef05f1be704bd0000d7

Ссылка на основную публикацию