Превышение должностных полномочий — статья 285 и 285 ук рф

В чем разница между злоупотреблением и превышением должностных полномочий по статьям 285 и 286 ук рф

В чем разница между злоупотреблением и превышением должностных полномочий по статьям 285 и 286 ук рф.

Московской коллегии адвокатов «Легис Групп».

При осуществлении защиты по уголовным делам о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) всегда необходимо выяснять, является ли привлекаемое к уголовной ответственности лицо субъектом указанных преступлений — должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.

), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию.

Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе.

К ним следует относить: лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка); лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.

Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.

Субъектом преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 285 УК РФ и частью 1 статьи 286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации.

При решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного частью 2 статьи 285 УК РФ или частью 2 статьи 286 УК РФ,  следует исходить из пунктов 2 и 3 примечаний к статье 285 УК РФ, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (пункт 2 примечаний), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, — лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (пункт 3 примечаний).

Наряду с лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, субъектом ответственности по части 2 статьи 285 УК РФ и части 2 статьи 286 УК РФ является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

При осуществлении защиты по уголовным делам данной категории необходимо иметь в виду, что в случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или превышения должностных полномочий (статья 286 УК РФ), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (статья 39 УК РФ).

Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (статья 42 УК РФ).

Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.

При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации со ссылкой на часть 3 или часть 4 статьи 33 УК РФ.

Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

При решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) виновного лица состава преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать: корыстную заинтересованность — стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.); иную личную заинтересованность — стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

В отличие от предусмотренной статьей 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Исходя из диспозиции статьи 286 УК РФ для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.

Читайте также:  Охота на лося с лайкой - что важно знать

При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ всегда надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица.

Московская коллегия адвокатов «Легис Групп».

Источник: https://legis-group.ru/publications/v-chem-raznica-mezhdu-zloupotrebleniem-i-previsheniem-dolzhnostnih-polnomochiy-po-statyam-285-i-286-uk-rf/

Злоупотребление должностными полномочиями и статья 285 УК РФ за превышение

Уголовный закон определяет много разновидностей преступлений. Они могут быть направлены против личности, жизни и здоровья, против собственности и других прав, гарантирующих Конституцией.

Одним из самых серьезных нарушений считается преступление против государственной власти.

Разновидностью этого злодеяния является злоупотребление должностными полномочиями, наказание за него регламентирует статья 285 УК РФ.

Общие понятия о злоупотреблении полномочиями

Государство является неким механизмом, в котором все составляющие должны работать слажено. Для слаженной работы механизма, определенным лицам государство дает больше полномочий, нежели остальным, но использовать это преимущество человек должен только в интересах государства.

К большому сожалению, все чаще наблюдаются корыстные мотивы в действиях высокопоставленных чиновников, которые вместо того чтобы действовать в интересах страны, действуют в своих интересах и интересах своих близких.

Превышение должностных полномочий ст. 285 УК РФ не описывает, регламентирует это понятие ст. 286 УК РФ. Очень много людей путают понятие «злоупотребление» и «превышение», хотя на самом деле, разница огромная:

  1. Злоупотребление – это действие, которое субъект нарушения может осуществить в рамках свих полномочий. Примером злоупотребления полномочиями будет выдача водительского удостоверения человеку, не сдавшему экзамен.
  2. Превышение –это действие, которое выходит за рамки полномочий субъекта, но он может его совершить в силу определенных обстоятельств. Примером превышения будет эта же выдача прав, но только не начальником, а его замом без соответствующего разрешения.

Для того, чтобы привлечь к ответственности нарушителя, необходимо точно определить круг служебных полномочий. Как правило, они регламентируются соответствующим нормативным актом или уставом организации.

Наказать чиновника можно, только если злоупотребление полномочиями осуществлялось в корыстных мотивах.

Если противоправное деяние осуществлялось для устранения опасности, угрожающей личности или охраняемым интересам общества, то такое деяние может быть признано крайней необходимостью.

Не считается преступным деяние, которое осуществлялось должностным лицом по приказу вышестоящего по должности чиновника. То же самое касается случаев злоупотребления своими привилегиями, которые не имеют корыстного мотива. Если подобная ситуация имеет место, то действия чиновника будут квалифицированы, как дисциплинарный проступок, и уголовной ответственности не повлекут.

Состав преступления

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями наступает исключительно при наличии квалифицирующего состава. Объектом правонарушения выступают общественные отношения, которые обеспечивают нормальное функционирование отдельных государственных структур и государства в целом.

Объективная сторона может заключаться в трех основных признаках:

  • совершение деяния или бездействие вопреки интересам службы;
  • последствия, которые наступили вследствие нарушения чиновником прав и законных интересов граждан;
  • определение причинно-следственной связи между деянием конкретного чиновника и наступившим неблагоприятным последствием.

С субъективной стороны преступление данного вида характеризуется прямым или косвенным умыслом.

То есть чиновник осознает, что использует свои полномочия не по назначению и этим самым вредит государственным отношениям, тем не менее желает наступления последствий или относится к ним безразлично.

Нарушение закона, регламентируемое статьей 285 УК, подразумевает наличие специального субъекта. Им может выступать совершеннолетний вменяемый человек, занимающий определенную должность.

Этот тип преступления очень часто определяется в совокупности с другими нарушениями. К примеру, если чиновник злоупотреблял обязанностями с целью завладения чужой собственностью, это нарушение будет рассматриваться в совокупности со статьей о мошенничестве или хищении государственного имущества.

Учитываются также утяжеляющие вину обстоятельства, которые могут отображаться в причинении смерти по неосторожности, длительном приостановлении работы предприятия, аварии и самоубийствах, произошедших вследствие злоупотребления полномочиями.

Ответственность за преступление

Статья за незаконное обогащение 285 УК РФ, влечет за собой наказание в виде ареста на 6 месяцев и выплаты штрафа от 100 до 200 минимальных зарплат.

Самым тяжелым наказанием по первой части 285 статьи считается лишение свободы на срок до 4 лет.

В большинстве случаев после привлечения к ответственности за злоупотребление полномочиями субъект лишается права занимать высокопоставленные должности.

Иначе выбирается санкция для чиновников, занимающих государственные должности, ведь своими поступками они задевают честь страны и вызывают недоверие к государству. Им за злоупотребление властью назначают лишение свободы до 7 лет и штраф от 500 минимальных зарплат.

На практике злоупотребление полномочиями прослеживаются в любой из сфер деятельности. Примеры из практики:

  1. Директор школы из личной заинтересованности не преподавал предмет за ним закрепленный, а дал учителям указание выставлять детям оценки без проверки знаний. Директор может быть привлечен к ответственности по ст. 285 УК и получит в качестве наказания штраф.
  2. Преступлением с утяжеляющим составом считают незаконную приватизацию главой сельсовета части государственной земли, которую он в конечном итоге продал, а вырученные деньги отправил не в казну, а себе в карман. За подобные действия глава сельсовета будет лишен свободы на срок 5 лет с конфискацией имущества и лишением права занимать руководящую должность до 3 лет.
  3. Примером служебного бездействия будет умышленное неизъятие работником исправительной колонии у заключенного мобильного телефона, который является запрещенным предметом, с целью получения вознаграждения от родственников. За подобное действие инспектор будет привлечен к дисциплинарному взысканию, а если вознаграждение он получит, то заплатит штраф и в последствие будет уволен. Если же инспектор не обращает внимания на неподобающее поведение заключенного, которое повлекло за собой серьезные последствия, к нему будет применяться более строгая санкция. Могут назначить лишение свободы на срок до 7 лет, в зависимости от обстоятельств служебного бездействия.

Соблазн улучшить свое материальное положение за счет государства присутствует практически у каждого чиновника, но мириться с подобным явлением не стоит.

Столь суровое наказание за нарушение прямых обязательств обусловлено стремительным развитием коррупции среди недобросовестных госслужащих и рядовых чиновников.

В лице государства все граждане равны, и прямым обязательством законодателя является пресечение случаев «паразитирования» одних над другими.

Обязанность каждого законопослушного гражданина – донесение до правоохранительных органов информации о злоупотреблении чиновниками своими полномочиями в корыстных целях.

Только общими усилиями граждан и работников правоохранительных органов в стране можно побороть коррупцию.

Привлечение к ответственности нерадивых чиновников должно быть публичным, ведь только так остальные получат пример и побоятся преступать закон, добросовестно выполняя свои прямые обязанности, исключительно в интересах общественности.

Источник: https://yurister.ru/ugolovnyy-kodeks/zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami.html

Превышение должностных полномочий (ст 286 УК РФ), отличие от злоупотребления должностными полномочиями (ст 285 УК РФ) | Юридические Советы

Последнее обновление Март 2018

Люди, наделенные властью, обязаны соблюдать ту грань, за которую эта власть переходить не должна.

В реальности все наоборот: довольно часто подчиненный вынужден терпеть произвол начальства, простые граждане – испытывать несправедливость, граничащую со снобизмом и презренным отношением к «простым смертным» со стороны государственных служащих, в том числе и сотрудников правоохранительных органов. Все это называется превышением должностных полномочий, за что предусмотрена ответственность по ст.286 УК РФ.

Должностные лица – кто они?

Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:

  • сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
  • государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).

Дополнительно к должностным лицам закон относит и тех, кто непосредственно представителем власти не является, но выполняет в вышеперечисленных органах управленческие, распорядительные, хозяйственные функции (начальник отдела кадров, заведующий хозяйственной частью, ответственный за материальное обеспечение и т.д.).

Гражданин может быть наделен властными полномочиями, определяющими его как должностное лицо постоянно, временно или по поручению.

Пример №1. Куравлев К.А. был принят на работу в администрацию города на должность заместителя начальника отдела по архитектуре приказом главы администрации, с 01.09.2017 года.

Поскольку в документе о приеме на работу не указана дата, до которой на Куравлева К.А.

возлагается исполнение обязанностей в соответствии с должностью, он приобретает полномочиями должностного характера на постоянной основе.

Пример №2. Примером временного исполнения функций представителя власти может быть следующая ситуация. Окончив обучение в Институте прокуратуры по целевому направлению, Пирогова Ю.Л. должна была «отработать» 5 лет в прокуратуре города. С нею был заключен контракт на этот срок, в этой связи Пирогова Ю.Л. стала представителем власти на данный период.

По специальному поручению или отдельно оформленному полномочию представление государственных интересов встречается нечасто. В основном, это разовое исполнение «роли» представителя власти. Так, присяжный заседатель, который путем случайной выборки был избран для участия в суде, на время судебного процесса становится представителем власти, то есть должностным лицом.

Властные полномочия и их границы

Объем прав и обязанностей каждого представителя власти напрямую связан с контрактом, служебной инструкцией, ведомственными приказами и т.д. Обычно для каждого рода государственной деятельности существуют строгие рамки дозволенного, которые отдельный сотрудник обязан соблюдать.

Так, для сотрудников полиции существуют общие требования к служебной деятельности, предусмотренные в Федеральном законе «О полиции».

Более конкретно служебные обязанности раскрыты в ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ» и отдельных должностных инструкциях.

Например, все мы знаем, что у полицейского может быть при себе табельное оружие, которое он может применить только в случае необходимости:

  • при задержании вооруженного преступника;
  • в целях предотвращения опасности для третьих лиц;
  • в ходе операции, в соответствии с приказом руководителя и обстановки, позволяющей применить спецсредства и т.д.

Таким образом, полицейский далеко не всегда вправе воспользоваться имеющимся при себе служебным оружием.

Каждая ситуация, в которой это произошло, тщательно анализируется специально созданной комиссией, которая решает, были ли основания считать преступника вооруженным, обстановку — опасной и т.д.

Если нет, то полицейский может нести ответственность, как дисциплинарную, так и по уголовному законодательству – в зависимости от последствий.

Когда полномочия превышены

За превышение должностных полномочий предусмотрена уголовная ответственность (ст. 286 УК РФ) при условии, что:

  1. виновный является должностным лицом, то есть имеется определенный документ, подтверждающий исполнение им определенных служебных обязанностей (закон, инструкция, внутреннее положение и т.д.);
  2. действия явно выходят за границы полномочий. Доказывание такого признака, как явность, порой вызывает трудности в судебной практике, поскольку носит оценочный характер. В основном, явным превышением правовых границ может быть:
    • исполнение обязанностей вышестоящего лица без наличия к тому оснований. Например, специалист отдела составляет и подписывает документы, которые вправе оформлять только начальник отдела;
    • пользование предоставленными полномочиями индивидуально, тогда как в силу определенного порядка должно быть решение комиссии, коллегии или согласование с другими сотрудникам и т.д.;
    • совершение таких действий, которые не могли быть выполнены никем из сотрудников государственной организации. К примеру, если начальник управления по водным ресурсам при администрации города дает разрешение на установку киоска в определенном месте в городе – это разрешение не вправе оформляться сотрудниками этого управления вообще.
  3. наступило существенное нарушение прав посторонних лиц, организаций, государственных или общественных интересов.
Читайте также:  Какое ружье купить начинающему охотнику

В конструкции рассматриваемого преступления наступление таких последствий является обязательным признаком. Что касается граждан, здесь могут быть нарушены любые конституционные права – право на труд, на тайную переписку, на свободу передвижения и т.д.

, может быть причинен вред здоровью. Организациям ущерб может быть выражен в причинении ущерба деловой репутации. По отношению к государству негативные последствия могут быть в виде снижения авторитета правоохранительных органов, причинения ущерба бюджету и т.

д.

Интересно, что мотив, по которому было совершено это должностное преступление, не важен для решения вопроса, есть состав или нет. Мотив может быть учтен при решении вопроса о наказании, но ответственность виновный понесет наравне с другими фигурантами.

Пример №3. Группа чиновников была замешана в незаконном распределении земельных участков за вознаграждение, при этом этим сотрудникам было инкриминировано, среди прочих преступлений, и превышение должностных полномочий. Как выяснилось в ходе следствия, ежемесячный доход преступной группы составлял более двух миллионов рублей. При этом один из задержанных, Кузякин С.В.

, сознался полностью в совершенном и пояснил, что совершал преступления по необходимости: у него тяжело болеет ребенок, требуется дорогостоящая операция. Этот факт был впоследствии учтен при назначении наказания, Кузякину С.В.

назначили на 6 месяцев лишения свободы меньше по сравнению с другими фигурантами, но в целом от уголовной ответственности такое смягчающее обстоятельство осужденного не спасло.

В ст. 286 УК РФ три части, каждая из которых предусматривает наказание применительно к той или иной ситуации, в зависимости от субъекта преступления или его последствий:

  1. В первой части предусмотрен «простой» состав, когда любое лицо, обладающее властными полномочиями, явно их превышает, причиняя тем самым вред гражданам или государству. При этом должности, которые в таких случаях обвиняемые занимают, могут быть любыми, кроме государственных должностей РФ или субъекта РФ, а также кроме глав местного самоуправления.
    За действия, подпадающие под такое описание преступления, может быть назначен штраф до 80000 рублей или лишение свободы до 4 лет. Кроме того, признанному виновным могут назначить запрет занимать определенные должности на срок до 5 лет.
  2. Во второй части отдельно оговаривается наказание для занимающих те самые государственные должности РФ – для них наказание усилено и составляет альтернативно:
    • штраф до 300000 рублей;
    • лишение свободы до 7 лет.

    Одновременно с этими видами наказаний виновному может быть определен запрет занимать должности, аналогичные той, в которой он состоял на момент совершения деяния.

  3. Те же самые преступления (которые указаны в первой или второй частях) могут повлечь более жесткую ответственность, если сопровождались:
    • избиением, угрозой избиения. Телесные повреждения, причиненные пострадавшему, будут основанием для привлечения виновного лица к ответственности еще и за преступления против личности, то есть за причинение ущерба здоровью — ст. 112, 111 УК РФ;
    • применением специальных средств или оружия;
    • причинением тяжких последствий.

    За подобные действия суд может назначить до 10 лет лишения свободы с запретом занимать определенные должности.

Отметим, что ограничение по продолжению трудовой деятельности на службе в госорганах — обоснованное и довольно действенное наказание.

Обычно к моменту рассмотрения уголовного дела в суде обвиняемые уже давно не являются представителями власти (уволены, отстранены от должности – не секрет, что, принимая во внимание масштабы борьбы с коррупцией, организации пытаются сразу избавиться от сотрудников, имеющих проблемы с законом).

Контроль за соблюдением запрета трудоустроиться на должность вновь всегда очень тщательно ведется органами УФСИН, а именно – уголовно-исполнительной инспекцией.

Заявление в прокуратуру

Изучив практику, можно сделать однозначный вывод – больше всего уголовных дел должностного характера в отношении сотрудников полиции, и возбуждены они, в основном, по факту незаконности применения физической силы к задержанным, обвиняемым, подозреваемым.

 По некоторым делам последствия, наступившие для пострадавшего гражданина, могут особенно тяжелыми, а иногда и смертельными.

При таких обстоятельствах ответственность сотрудника полиции не ограничивается привлечением за превышение должностных полномочий, поскольку наступление тяжкого вреда или причинение смерти потерпевшему квалифицируется дополнительно.

Пример №4. Оперуполномоченные полиции Орлов Г.Н. и Парамонов К.Е. длительное время наблюдали за подозреваемым Шахановым К.А., который был причастен к совершению сбыта наркотических средств несовершеннолетним. При задержании Шаханов К.А. стал требовать адвоката, реализации права на телефонный звонок и т.д.

При этом задержанный отрицал свою вину и не хотел сознаваться в тяжких преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Орлов Г.Н. и Парамонов К.Е., зная наверняка о том, что задержанный реально сбывал наркотические средства, в том числе и около школы, где учился сын Орлова Г.Н., избили Шаханова К.А.

, оставив на ночь в камере задержанных. Пришедший наутро следователь обнаружил труп Шаханова К.А., со следами побоев. Орлов Г.Н. и Парамонов К.Е. были приговорены к 12 годам лишения свободы по двум статьям Уголовного Кодекса РФ – за превышение должностных полномочий (ч. 3 ст.

286 УК РФ) и за причинение смерти в результате умышленных тяжких повреждений (ч. 4 ст. 111 УК РФ).

Возникает вопрос: куда обращаться, если полицейский явно превышает свои полномочия? Логично, что с заявлением в полицию обращаться не стоит. Помочь могут сотрудники контролирующих органов – Следственного Комитета, прокуратуры, ФСБ.

И все же мы рекомендуем написать жалобу на действия сотрудников полиции именно в прокуратуру, поскольку это основной надзирающий орган, который имеет право полностью проконтролировать процедуру проверки и возбуждения дела, поручить собрать материал именно тому отделу в Следственном Комитете, который правомочен принимать решения исходя из характера преступления, территориальности и т.д.

Можно воспользоваться примерным образцом такой жалобы, пояснения выделены синим цветом:

Прокурору Заводского района г. Архангельска Иванову И.И. Рябова Р.О., проживающего в кв. 7, д. 8 по ул. Зимняя, г. Архангельск, Тел. 8922000000

(если жалоба пишется от потерпевшего, свидетеля или обвиняемого по уголовному делу, нужно написать данные этого дела – когда возбуждено, по какой статье, в отношении кого и т.д.)

ЖАЛОБА

Прошу поручить провести проверку действий сотрудников полиции отдела № 3 г. Архангельска на предмет превышения должностных полномочий.

23.02.2017 меня задержали на улице в состоянии алкогольного опьянения сотрудники ППС, поскольку расценили мое поведение нарушающим общественный порядок, вследствие чего я должен был быть привлечен к административной ответственности по ст. 20.1 КОАП РФ.

Просидев в камере для административно задержанных при отделе полиции № 3 г.

Архангельска, меня никуда не вывозили, судом вопрос о назначении мне административного наказания не решался, на мои вопросы полицейские отдела ничего не поясняли.

(Если известна фамилия превысивших свои полномочия сотрудников, нужно указать их данные. Но обычно задержанным не известны личности тех, кто нарушил их права.)

Фамилии и имена, звания полицейских, поместивших и не выпускавших меня из камеры, мне не известны.

В результате незаконных действий сотрудников полиции, без какого-либо решения о привлечения меня к ответственности. я незаконно находился в камере административных задержанных более 5 дней.

(Подробнее напишите, какие последствия наступили – напомним, это обязательный признак для возбуждения уголовного дела по ст. 286 УК РФ.)

Вследствие отсутствия еды и питья у меня резко ухудшилось здоровье. Я страдаю диабетом 2-го типа, поэтому после незаконного содержания меня в камере я попал в больницу, где вынужден был находиться более двух недель.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 144-145 УПК РФ,

ПРОШУ:

Источник: http://juresovet.ru/prevyshenie-dolzhnostnyx-polnomochij-i-otlichie-ot-zloupotrebleniya-dolzhnostnymi-polnomochiyami/

Ст. 285 УК РФ с комментариями. Злоупотребление должностными полномочиями :

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) представляет особую опасность для общества. Это связано с тем, что выход служащих за рамки их компетенции дискредитирует деятельность органов власти различного уровня.

На практике некоторые сотрудники допускают превышение должностных полномочий. Ст. 285 УК РФ не определяет ответственность за такое деяние. Наказание за него предусматривается 286 статьей Кодекса. Далее рассмотрим ст.

285 УК РФ (с комментариями).

Основной состав

Злоупотребление полномочиями вопреки служебным интересам, повлекшее существенное ущемление прав организаций и граждан, государства и общества, совершенное из корыстных или иных личных побуждений, наказывается:

  1. Денежным взысканием до 80 000 руб. или равным доходам за 6 мес.
  2. Запретом на пребывание на некоторых постах или осуществление определенной деятельности до 5 лет.
  3. Арестом на 4-6 мес.
  4. Принудительными работами либо заключением в тюрьму на срок до 4 лет.

Квалифицирующие составы

За указанное выше деяние, которое было совершено гражданином, находящимся на государственном посту РФ или субъекта страны, а также являющимся главой местной структуры управления, приговор по ст. 285 УК РФ ужесточается. Виновным в таких случаях грозит:

  1. Штраф 100-300 тысяч руб. или равный доходам субъекта за 1-2 года.
  2. До 5 лет принудительных работ.
  3. Тюремное заключение сроком до 7 лет.

В дополнение к последним двум наказаниям может быть установлен запрет, приведенный в части первой ст. 285 УК РФ, на срок до 3 лет. За деяния, установленные в ч. 1 рассматриваемой нормы, приведшие к тяжким последствиям, предусмотрено тюремное заключение до 10 лет. В дополнение может назначаться указанный выше запрет на срок до 3 лет.

Примечание к ст. 285 УК РФ

Служащие муниципальных/госорганов несут ответственность по рассматриваемой норме в исключительных случаях, предусмотренных законодательными и прочими правовыми актами.

Должностным лицом в рамках статьи признается субъект, временно, постоянно либо по особому полномочию наделенный функцией представителя власти или реализующий задачи административно-хозяйственного, организационно-распорядительного характера в:

  1. Госорганах.
  2. Структурах территориального управления.
  3. Муниципальных и госучреждениях.
  4. Госкомпаниях, госкорпорациях.
  5. Унитарных предприятиях.
  6. Акционерных обществах, в которых контрольный пакет бумаг принадлежит государству, регионам, муниципалитетам.
  7. ВС, прочих войсках и формированиях.

Государственные посты федерального уровня устанавливаются Конституцией, ФКЗ, ФЗ для непосредственного исполнения соответствующих функций госорганов. Региональные должности определяются уставами субъектов.

Пояснения к норме

Объективная часть ст. 285 УК РФ включает в себя три признака:

  1. Совершение деяния. Оно может выражаться в виде бездействия либо действия и состоит в превышении полномочий вопреки служебным интересам.
  2. Возникновение последствий. Они выражаются в причинении ущерба правам и интересам граждан и общества, государства и организаций.
  3. Причинно-следственная связь преступления и последствия.

Специфика деяния

Использованием служебного положения в рамках ст. 285 УК РФ считается совершение деяний, которые, несмотря на непосредственную связь с реализацией предусмотренных задач, обязанностей и прав лица, не были вызваны необходимостью.

Читайте также:  Особенности охоты на дупеля с собакой

При этом они противоречили не только общим требованиям, предусмотренным для госаппарата и структурам местной власти, но и целям, для достижения которых гражданин был наделен соответствующей компетенцией.

Злоупотреблением следует считать действия гражданина, совершенные из корыстного или иного побуждения, входящие в его полномочия, но не обусловленные необходимыми основаниями.

К примеру, субъект выдает водительское удостоверение лицу, не сдавшему экзамен, принимает на работу сотрудников, которые фактически не выполняют обязанности, освобождает подчиненного от непосредственной деятельности для направления его в коммерческую организацию или привлечения для обустройства домовладения, принадлежащего виновному.

Дополнительно

Ответственность по рассматриваемой ст.

285 УК РФ возможна и в случае умышленного невыполнения виновным его обязанностей, если такое бездействие обуславливалось корыстным мотивом либо другой личной заинтересованностью, противоречило задачам, для реализации которых лицо было наделено соответствующей компетенцией, повлекло существенное ущемление прав организаций, граждан, государства, общества. В качестве неправомерного использования служебного полномочия расценивается протекционизм. Он предполагает незаконное содействие в карьерном росте, трудоустройстве, поощрение подчиненных, прочее покровительство, совершаемое из корыстных и других личных мотивов.

Исключения

Когда деяние, санкции за которое зафиксированы ст. 285 УК РФ, совершается субъектом для устранения опасности, он может быть освобожден от ответственности. Для этого должно быть доказано, что в момент преступления отсутствовали иные способы предотвращения угрозы.

Вместе с тем при квалификации деяния важно установить, что не были превышены пределы крайней необходимости. Не признаются преступными деяния, повлекшие ущерб охраняемым интересам, если они совершались во исполнение приказа, являвшегося для виновного обязательным.

При выполнении заведомо незаконного распоряжения ответственность для лица наступит не по ст. 285 УК РФ, а по соответствующей норме (на общих основаниях). Действия вышестоящего служащего при этом рассматривается (при наличии соответствующих предпосылок) как организацию преступления либо подстрекательство к его совершению.

Квалификация будет осуществляться по соответствующей норме Особенной части со ссылкой на 33 статью (ч. 3 или 4). Гражданин, который дал заведомо незаконное распоряжение подчиненному служащему, не осознававшему его неправомерность и выполнившему его, привлекается к ответственности как непосредственный исполнитель.

При этом, если для получения желаемого результата лицом использовались не переданные ему полномочия, а авторитет, имеющиеся служебные связи и пр., то состав преступления, определенного в ст. 285, отсутствует.

Существенное нарушение интересов и прав

Этот признак считается обязательным при квалификации деяния по ст. 285 УК РФ. Существенным считается нарушение интересов и прав, которые гарантированы общепризнанными международными нормами и принципами, Конституцией страны. К примеру, деяние виновного может касаться чести, достоинства, частной жизни человека, его жилища и пр.

Оценивая существенность, следует учитывать степени негативного влияния преступления на нормальную жизнедеятельность граждан, работу предприятия, функционирования государственной, региональной, местной власти, размер и характер возникшего материального ущерба, количество потерпевших. Немаловажное значение имеет тяжесть вреда, причиненного им.

При этом учитывается имущественный, моральный и физический вред.

Заключение

Субъективная сторона деяния предполагает наличие вины умышленного характера. При этом умысел может быть косвенным либо прямым. В качестве обязательного компонента выступает наличие корыстного или личного мотива. Злоупотребление полномочиями считается преступлением с материальным составом.

Источник: https://www.syl.ru/article/285691/new_st-uk-rf-s-kommentariyami-zloupotreblenie-doljnostnyimi-polnomochiyami

Проблемы разграничения преступлений предусмотренных, статьями 285 и 286 УК РФ

В данной статье анализируются и оцениваются основные проблемы разграничения статьи 285 от 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно злоупотребления от превышения должностных полномочий.

Злободневность проблемы квалификации преступлений, связанных со злоупотреблением и превышением должностных полномочий определяется динамикой должностных преступлений , которая на всех уровнях власти возрастает, подтверждением этому служит обзор судебной практики.

По данным статистики за последний 2017 год наблюдается постоянный рост количества административных дел в суды общей юрисдикции по спорам между гражданами и представителями государства — государственными служащими. Однако на этих данных четкой картины по должностным преступлениям выстроить сложно.

Это объясняется следующими критериями. Во-первых, деятельность должностных лиц обладает публичным характером, оказывает прямое влияние на защиту прав и свобод граждан, общества и государства.

Во-вторых, законодательство динамично, существует много процессуальных пробелов, из-за которых в суде сложно объективно оценить вину, доказать ее и наказать виновного.

Большинство ученых склоняются к мнению о том, что процветанию должностных преступлений различного уровня способствуют несовершенная правовая база, а также сложное политическое и экономическое положение в Российской Федерации.

Актуальность выбранной мною темы определяется следующими причинами: морально-этической и социально-политической. Основной задачей современной власти является искоренение противостояния народа и власти. Положительное влияние на восстановление доверия населения к власти может оказать эффективная борьба с должностными преступлениями.

Необходимо отметить, что имеется множество проблем в области криминализации должностных преступлений, а также животрепещущие вопросы в части их квалификации и дифференциации ответственности.

Большую долю из них составляли проблемы разграничения превышения и злоупотребления должностными полномочиями. Эти аспекты всегда оставались интересными для обсуждения для ученых: И. А. Гааг, Е. Н. Разыграева, Н. В. Мирошниченко, А. В. Иванчин, М.

Н. Каплин, А. О. Долгатова, А. А. Обухов и другие.

В 1892 году Н. И. Коркунов отметил, что неправомерное поведение частных лиц наносит меньший урон авторитету закона и прочности юридического порядка, в отличие от правонарушений должностных лиц. Используя властные полномочия, должностные лица с легкостью могут препятствовать защите интересов государства, лишая частных лиц защиты их законных прав и интересов .

Аналогичного мнения придерживался и Н.П. Печников. Основная часть жалоб, поступающих в рамках административных правонарушений, отводится на неправомерные действия государственных и муниципальных служащих, а также в отношении признания незаконными нормативно-правовых актов.

Нормы уголовного права активно подвергаются многочисленным изменениям и дополнениям именно в сфере рассмотрения должностных преступлений. Это в свою очередь порождает многочисленные вопросы, влияющие на судопроизводство в этой области.

Анализ проблем и нахождение путей их решения необходим для дальнейшего совершенствования российского законодательства в целях борьбы со злоупотреблениями и превышениями должностными полномочиями.

Исследование текущего вопроса также актуально для конкретизации проблем освобождения от уголовной ответственности.

Отсутствие единообразия в следственно судебной практике затрудняет квалификацию должностных преступлений, что конечном счете может привести к серьезным проблемам при рассмотрении и вынесении решения в отношении правонарушителя.

Наличие проблемы разграничения злоупотребления должностными полномочиями от превышения подтверждается высказыванием Э.А. Исаянова в части существования в нашем законодательстве двух составов в ст.285 и 286 УК РФ.

«Часто возникают споры о понятии должностного лица, о наличии или отсутствии мотива в преступлениях, предусмотренных статьей 285 и 286 УК РФ и другие.

Без решения вышеназванных проблем невозможна эффективная борьба с должностными преступлениями».

Многие авторы под «должностными преступлениями» понимают действия, которые затрагивают интересы государства, и предусмотрены главами 23 и 30 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В настоящее время нормы по борьбе с должностными преступлениями являются лишь основой для борьбы с нарушениями служащих. Если данные нормы правильно и эффективно применять на практике, то это послужит залогом успеха в борьбе с должностными преступлениями.

Для правильного расследования преступлений, а также при подготовке обвинительных заключений по статьям 285 и 286 УК РФ необходимо ориентироваться на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г.

№ 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

В данном Постановлении можно найти разъяснения для судей и обвинителей в части требования обязательно указывать конкретные права и обязанности, которыми должностное лицо превысило либо злоупотребило, а также документ, регламентирующий эти права и обязанности, ссылка на статью правовой нормы.

Анализируя практику в части действий должностного лица вопреки интересам службы, можно сделать вывод о том, что его действия могут сопровождаться нарушением особых обстоятельств службы, что характерно для статьи 286 УК РФ, в связи с этим ее сложно отграничить от статьи 285 УК РФ.

Разграничить составы данных преступлений можно, если оттолкнуться от субъекта, мотивов, а также цели преступлений. При отграничении злоупотребления должностными полномочиями от превышения необходимо опираться на следующие факторы.

В первую очередь это основания для криминализации и классификации, нуждающиеся в процессуальном упорядочении, а также в четком порядке дифференциации ответственности.

Соблюдая эти требования, можно будет сделать первый шаг в борьбе с превышением и злоупотреблением должностных полномочий.

Необходимым условием для обоснованного привлечения виновных лиц к уголовной ответственности и назначения им справедливого наказания является их верная квалификация. Что в свою очередь также нужно для предупреждения совершения новых преступлений.

Обвинитель и судья, при рассмотрении дел, должны руководствоваться статьей 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: о порядке возврата дел прокурору. Важнейшим фактором при рассмотрении дел в отношении должностных лиц служит время совершения правонарушения.

То есть незаконные действия должностного лица, совершенные им во время нахождения в отпуске, состава должностного преступления не содержат. Как показывает практика, нередко следователи формально указывают на определенные отрицательные последствия злоупотребления.

Это ведет к прекращению судьей уголовного преследования в части статьи 285 УК РФ, так как фактически последствия нарушения якобы не установлены.

Статья 286 УК РФ предусматривает наличие корыстной или иной личной заинтересованности, придающей употреблению должностных полномочий свойство злоупотребления.

Важнейшей задачей следователя выступает выявление личностного характера мотива правонарушения.

Связь между действиями служащего и его обязанностями, а также наличие связи между виновным и потерпевшим лицом, права которого существенно нарушены, является главным отличием при квалификации статьи 286 УК РФ от статьи 285 УК РФ.

Главным отличием при разграничении правонарушения, предусмотренного статьей 285 УК РФ выступает факт, предусматривающий использование виновным одного из трех видов должностных полномочий, а при превышении должностных полномочий использование соответствующего положения. Лицо, посягающее на общественные отношения, предусмотренные статьей 286 УК РФ, использует служебное положение без использования своих полномочий, что повышает общественную опасность содеянного.

Подводя итог, необходимо отметить, разграничение преступлений, предусмотренных статьей 285 и 286 УК РФ, основывается на нескольких критериях. Во-первых, определить, мог ли субъект преступления, не обладающий должностным положением, выполнить деяние, составившее объективную сторону.

Связь между действиями виновного и его должностным положением, противоправное деяние должно обязательно вытекать из служебной деятельности и быть совершено в связи с ней и в ее процессе.

Для объективного и единообразного толкования и применения закона об уголовной ответственности необходимо четкие критерии оценки общественно опасных последствий преступлений в УК РФ. Исходя из этого требуется вышеназванную проблему разработать доктринально.

Важно отметить, что причинами отмены судебных решений, следовательно оправданиями подсудимых является неверное толкование судьей побуждений субъектов преступления. При рассмотрении дела, требуется тщательное исследование мотивировки, выдвинутой стороной защиты, которая в свою очередь стремится скрывать действительные мотивы.

Независимо от статьи УК РФ, согласно которой классифицировано правонарушение, необходима доктринальная разработка новых подходов и методов либо усовершенствование действующих, а также единообразие их применения для борьбы с представления о фактической допустимости запрещенных форм поведения.

Источник: https://novainfo.ru/article/15090

Ссылка на основную публикацию